Эмиль Гилельс

37.jpg

Выдающийся советский пианист Эмиль Григорьевич Гилельс

(1916-1985)

Искусство Эмиля Гилельса одно из феноменальных явлений в мировой пианистической культуре 20 века.

Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе. Родители его не были музыкантами, но дома стояло фортепиано, которое сыграло не последнюю роль в судьбе будущего артиста. Его первым преподавателем был Яков Исаакович Ткач, который быстро распознал масштабы дарования своего ученика и с самого начала приучил его к регулярной работе. В 8 лет Эмиль поступил в Одесский музыкальный техникум,в 13 дал первый сольный концерт. В 14 лет он был зачислен в класс Берты Михайловны Рейнгбальд в Одесскую консерваторию, а через год играл на Всеукраинском музыкальном конкурсе в Харькове (по возрасту вне конкурса), где получил стипендию правительства УССР.

В 16 лет Гилельс принял участие в Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Успех юноши оказался полной неожиданностью для него самого. Один из биографов Гилельса писал: "Появление на эстраде хмурого юноши прошло незамеченым. Он деловито подошел к роялю, поднял руки, помедлил, и, упрямо сжав губы, заиграл. В зале насторожились. Стало так тихо, что казалось, люди застыли в неподвижности. Взгляды устремились на эстраду. А оттуда шел могучий ток, захватывая слушателей и заставляя их подчиняться исполнителю. Напряжение нарастало. Устоять перед этой силой было невозможно, а после финальных звуков все ринулись к эстраде. Правила были нарушены. Аплодировали слушатели. Аплодировало жюри. И только один человек стоял невозмутимо и спокойно, хотя все волновало его, – это был сам исполнитель". Безоговорочно победив на конкурсе, Гилельс стал знаменит на всю страну. В 1935 году Эмиль Григорьевич закончил консерваторию и поступил в школу высшего мастерства при Московской консерватории, где его руководителем стал Генрих Нейгауз. В 1936 году Гилельс получил вторую премию на конкурсе пианистов в Вене. Критик газеты "Нью-Йорк Таймс" писал: "Его имя, возможно, будет потрясать континенты". В 1938 году Гилельс удостоился первой премии на Международном конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. В этом же году, окончив школу Высшего мастерства, Эмиль Гилельс начал преподавать в Московской консерватории. В этот период его концертная деятельность достигла огромного размаха.

В годы Великой Отечественной войны искусство Эмиля Григорьевича вдохновляло и звало к победе. В послевоенный период пианиста ожидали нескончаемые триумфы на "Пражской весне", в Париже и Риме, в Германии и Англии, В США и Мексике, Канаде и Японии. Он выступал с самыми прославленными дирижерами и оркестрами мира; его пластинки вошли в дома миллионов людей.

Гилельс прошел по всем ступенькам педагогической лестницы от ассистента в классе Г. Нейгауза до профессора Московской консерватории. Он воспитал немало талантливых пианистов, много лет возглавлял пианистическое жюри Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

Вся жизнь Гилельса это работа. Каждая минута ее отдана музыке. Отношение Эмиля Григорьевича к музыке было особенным: он был преданным рыцарем искусства, являвшегося святыней его жизни. Он хотел изучить всю фортепианную литературу, изучить душу каждого композитора.

Гилельс обладал огромным репертуаром. Он играл музыку разных эпох и стилей. Ему были подвластны и масштабные произведения с их философской глубиной, и малых формы с их мудрой простотой. Игру пианиста отличало полное погружение в музыку. Его игра была столь вдохновенна, будто сочинение создавалось здесь же, на эстраде. Его власть над музыкальным временем была безгранична.

Гипнотической силой воздействия обладал ритм Гилельса.

Незабываемая гилельсовская черта лиризм. Рояль его всегда мягок, певуч, всегда дарит теплом "от сердца к сердцу". Потрясающим был звук пианиста. Во все периоды своей жизни он с величайшим упорством работал над звучностью и искал оттенки фортепианных красок. Эмиль Григорьевич говорил: "Вопросы звучания, градации звука всегда меня увлекали. Я любил вслушиваться в длящееся звучание. Любил по-разному брать одновременно извлекаемые звуки. Любил играть аккорды, освобождая по очереди каждую клавишу и вслушиваясь в угасающие тона... Любил добиваться нужного легато в звуковой линии – самое трудное в фортепианной игре... Любил искать разные звуковые краски, не нагромождая звучности, не гипертрофируя возможности рояля, след за благородством звучания".

12 сентября 1985 года Эмиль Григорьевич дал в Хельсинки последний концерт. Через месяц, 14 октября он скоропостижно скончался в Москве.

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат ленинской премии СССР, почетный член Королевской академии "Санта-Чечилия", обладатель золотой медали города Парижа, бельгийского ордена Леопольда I – это лишь часть званий и наград Э. Г. Гилельса.